Редактирование текстов

Редактирование позволяет не только убрать ошибки, но и сбалансировать текст за счет выравнивания размеров его частей. Любой первоначальный текст является избыточным и может быть сокращен в несколько раз без потери смысла. При редактировании используется приемы, позволяющие сделать текст более читабельным, т.е., легко воспринимаемым. В статье рассматриваются наиболее эффективные из них.

Деление предложений

Человеческий мозг может держать во внимании 7-8 объектов одновременно. Если количество объектов увеличить, то часть из них неизбежно выпадет из поля зрения. Используя данный прием, копирайтер разбивает длинные предложения на короткие, оставляя в каждом не более 8 слов. При этом, необходимо использовать связывающие конструкции, чтобы одно предложение перетекало в другое. Если этого не сделать, то текст будет «роботизированным» и сложно восприниматься, несмотря на короткие предложения. Если длинное предложение содержит перечисления, то их лучше оформить в виде списка, нумерованного или маркированного.

Использование коротких слов

По аналогии с предложениями длинные слова лучше заменять более короткими или разбивать на словосочетания. Как вариант использовать аббревиатуры. Это также упрощает восприятие текста. Помимо сложного восприятия, длинные слова создают эффект «рваного» текста при размещении их в блоке макета.

Устранить абстрактные слова

Абстракция – это слово с широким смыслом. Читатель может трактовать его по-разному. Это плохо, так как задача текста – убедить читателя выполнить определенное действие, внушить ему свою точку зрения, т.е., управлять им. Для этого необходимо использовать точные однозначные выражения, которые не имеют кучи скрытых смыслов. Текст должен быть индивидуальным, а не шаблоном, подходящим под тысячи разных ситуаций.

Сюда же можно отнести уточнение с использованием гипонимизации. Т.е., замену общего слова на синоним с узким смыслом. Пример: «сотрудник» заменяем на «ведущий инженер».

Сокращение текста

Слова, не несущие смысловой нагрузки, должны быть удалены. Сюда же относятся слова, сообщающие очевидную информацию. Но не увлекайтесь, излишне агрессивное редактирование сделает текст набором предложений из одного-двух слов.

Устранение усилителей

Убираются слова, придающие только эмоциональную окраску. Примеры: особый, никакой, всегда. Усилители навязывают читателю точку зрения. Но не позволяют и ее оценить за счет личного опыта.

Устранение пассивного залога

Предложения в пассивном залоге не содержат подлежащего. Они воспринимаются хуже, чем предложения в активном залоге. Это связано с особенностями работы нашего мозга. Мозг «любит» видеть целостную картину. Поэтому пассивный залог необходимо устранить.

Убрать «ширму»

Речь идет о фразах, создающих иллюзию ценности. Вместо иллюзий необходимо использовать конкретные достижения. Например, выражение «один из лидеров в сфере IT» можно заменить на разработчик Facebook.

Замена составных сказуемых

В большинстве случаев составное сказуемое можно выразить одним словом. Смысл остается прежним, но предложение легче воспринимается за счет лаконичности.

Замена отглагольных существительных

Цель – сократить текст, с сохранением его смысла. Как и в случае с составными сказуемыми, отглагольные существительные заменяются на глаголы.

Устранение канцеляризмов и клише

Убираем формальные и общепринятые выражения. Как правило, текст ничего не теряет, кроме воды.

Устранение сложных оборотов

Длинные речевые обороты усложняют восприятие текста. В конце предложения читатель забудет, что было в начале. Поэтому все длинные обороты сокращаем, выносим в отдельные предложения или убираем.

Однако помните, что редактирование текста не отменяет здравый смысл. Немного воды в тексте сделает его легким. Избыток – утопит читателя в оборотах. Все рассмотренные правила можно объединить в одно – сокращайте текст. Но тогда возникают вопросы: что сокращать? Как? И зачем?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *